• Приглашаем посетить наш сайт
    Пастернак (pasternak.niv.ru)
  • Мрачный штурман

    Глава: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16

    Константин Михайлович Станюкович

    Мрачный штурман

    Впервые - в журнале "Вестник Европы", 1889, No 8, с подзаголовком: "Картинки былой морской жизни".

    I

    После трехлетнего дальнего плавания с грозными подчас штормами и непогодами, после тепла и приволья южных широт с их роскошными пейзажами, вечно греющим ярким солнцем, беспредельной высью бирюзового неба и волшебными тропическими ночами - корвет "Грозный" в 186*году возвращался на далекую родину.

    На корвете было сто семьдесят пять человек команды, шестнадцать офицеров, доктор и иеромонах.

    Все радовались возвращению. Долгое плавание, несмотря на все прелести природы, порядочно-таки надоело. Всем - и офицерам и матросам - хотелось поскорей на сушу, отдохнуть после продолжительной, полной тревог и случайностей, жизни на море.

    Надо было поспеть в Финский залив до заморозков, и потому все торопились.

    Чуть затихал попутный ветер, и вся поставленная парусина еле двигала корвет, или ветер начинал задувать "в лоб", принуждая к томительной лавировке, - как отдавалось приказание разводить пары, и старший механик, Иван Саввич Холодильников, давно уж скучавший по Кронштадту, где осталась молодая жена, - торопливей и веселей, чем обыкновенно, облекался в свою просаленную и прокопченную "машинную" куртку и с радостным лицом бежал к себе в "преисподнюю", переваливаясь всем своим худым, костлявым туловищем, похожим на плохо собранную машину, и размахивая, словно крыльями, длинными, никогда не находившими места руками.

    И скоро "Грозный", попыхивая дымком из своей короткой горластой трубы, шел вперед полным ходом, подрагивая кормой под однообразный и равномерный стук машины.

    Редкие заходы в попутные порты за углем и за свежей провизией отличались теперь короткими стоянками, не позволявшими любознательным мичманам основательно знакомиться с местными ресторанами и красотою туземок. Капитан, изнывавший в ожидании увидеть жену и детей, торопился сам и поторапливал всех. Значительно смягчившийся характером, по мнению молодых мичманов, с тех пор как получено было предписание "следовать в Кронштадт", и "разносивший" подчиненных далеко не с прежней страстной стремительностью, он при каждом заходе в порт без обычной раздражительности просил "медлительного барона", ревизора корвета, "не копаться" и как можно скорей оканчивать расчеты с берегом.

    Но просьбы капитана на этот раз были излишни.

    Барон Оскар Оскарович, которого матросы перекрестили в "Кар Карыча" и звали потихоньку "долговязой цаплей", и без капитанских просьб сбросил теперь свою упрямую, методичную и самодовольную остзейскую флегму и с удивительной в нем быстротой летал к консулам, торопил поставщиков, принимал провизию без придирчивой мешкотни и заставлял грузить уголь по ночам, ибо, в свою очередь, торопился в Митаву, к невесте; портреты ее в различных позах и костюмах влюбленный барон получал чуть ли не каждой почтой и теперь предвкушал счастие скоро припасть к ногам оригинала.

    Таким образом, корвет нигде не застаивался и не терял времени, что, разумеется, очень радовало всех женатых людей и влюбленных женихов и несколько огорчало некоторых молодых офицеров, не сидевших, как большая часть молодежи, "на экваторе" и мечтавших было "просадить" сотни две-три франков в Париже. Но увы! - в Шербурге {Шербург (Шербур) - город во Франции.}, где сперва предполагали краситься, корвет простоял лишь сутки, и Париж "улыбнулся".

    - Вам, батя, хорошо рассуждать... Вы - монах.

    - В каких это смыслах?

    - А в таких смыслах, что вас не должна смущать прелесть француженок, а нас смущает... Впрочем, если бы вы увидали их в Париже...

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16
    Раздел сайта: