• Приглашаем посетить наш сайт
    Шолохов (sholohov.lit-info.ru)
  • Словарь морских терминов, встречающихся в рассказах

    Словарь морских терминов,

    встречающихся в рассказах

    Аврал - работа на судне, в которой принимает участие вся команда.

    Адмирал - высшее воинское звание во флоте. В этом звании имелось четыре чина: 1) генерал-адмирал, 2) адмирал, 3) вице-адмирал и 4) контр-адмирал.

    Адмиралтейство - место постройки и ремонта кораблей, снабженное всеми необходимыми для этого сооружениями.

    Ахтер-люк - погреб в кормовой части корабля для хранения провизии.

    Бак - носовая часть верхней палубы до передней мачты (фок-мачты).

    Бакштаг - 1) курс корабля, который с направлением попутного ветра образует угол более девяноста и менее ста восьмидесяти градусов; 2) снасть стоячего такелажа для укрепления с боков рангоутных деревьев.

    Бакштов - толстый канат, выпускаемый за корму для привязывания шлюпок во время стоянки корабля.

    Банка - 1) сиденье для гребцов в шлюпке; 2) мель среди глубокого места.

    Банкет - возвышение или площадка у внутреннего борта над верхней палубой. Обычно делается из решетчатых люков.

    - цилиндрическая щетка на длинной рукоятке для прочистки и смазки ствола орудия.

    Баркас - см. шлюпка.

    Баталер - в парусном флоте унтер-офицер, заведующий денежным, вещевым и пищевым довольствием.

    Баталерная - помещение на парусных судах, где хранились припасы и жил баталер.

    Батарея - 1) на военных парусниках палуба, на которой стоят орудия; 2) совокупность орудий одной палубы; 3) суда, называемые теперь броненосцами береговой охраны.

    Бейдевинд - курс корабля, когда угол между направлением судна и встречным ветром менее девяноста градусов. Идти в бейдевинд - значит идти под острым углом к направлению ветра.

    Бизань - 1) задняя, третья от носа мачта на корабле; 2) косой парус, поднимаемый позади этой мачты, на гафеле.

    Блок - груз с колесом внутри, который служит для проводки снасти.

    Блокшив - старое, негодное для плавания судно без мачт, превращенное в казарму для матросов, иногда в тюрьму для арестантов.

    Боканцы - (или шлюп-балки) - выдающиеся за борт судна брусья для подвешиванья лодок.

    Бом

    Бом-брам-стеньга - дерево, являющееся продолжением брам-стеньги.

    Боцман - старший унтер-офицер, ведающий судовыми работами и отвечающий за чистоту на корабле.

    Брам - слово, прибавляемое к названиям всех парусов, снастей и такелажа, принадлежащих брам-стеньге.

    Брам-стеньга - дерево, служащее продолжением стеньги.

    Брандспойт - переносной насос.

    Брас - снасть бегучего такелажа, при помощи которой поворачивают реи. Для обозначения того, какие реи какой мачты обслуживают брасы, к их наименованию прибавляется название мачт и реев: фока-брасы, грота-брасы и т.д.

    Бриг - двухмачтовый парусный корабль с прямыми парусами.

    Бриз - ветер, дующий на берегах морей днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.

    Бугшприт (бушприт) - горизонтальная или наклонная балка, выдающаяся с носа корабля, служит для подъема кливеров и других работ.

    Буек

    Буршлат - см. бушлат.

    Бухта - 1) небольшой залив; 2) трос, свернутый кругами, или снасти, уложенные кругами.

    Бушлат - род верхней одежды матросов, форменная двубортная черная куртка на теплой подкладке.

    Вантина - один из проволочных или пеньковых тросов, составляющих ванты.

    Ванты - снасти, состоящие из вантин и раскрепляющие мачту в обе стороны к бортам судна. Между вантинами ввязываются ступеньки из тонкого троса.

    Вахта - 1) дежурная часть личного состава на корабле (обычно половина или треть), несущая службу. Сутки на военном корабле делятся на шесть вахт (с 0 до 4, с 4 до 8 и т.д.). У каждой вахты есть свой начальник; 2) промежуток времени, в продолжение которого дежурная часть несет вахту.

    Вахтенные - несущие вахту.

    Вельбот - см. шлюпка.

    Вестовой - матрос, прислуживающий в кают-компании или офицеру.

    Взять рифы

    Виндзейль - приспособление для вентиляции, представляющее собою парусиновый цилиндр, растянутый на металлических или деревянных обручах.

    Вице-адмирал - см. адмирал.

    Водорез - оконечность носовой части судна, рассекающая воду при его движении.

    Вольная вода - глубина, на которой судно может стоять безопасно при самой убыли воды.

    Выбрать конец - вытянуть конец веревки, брошенной на судно или на шлюпку.

    Вымпел - узкий и длинный, раздвоенный на конце флаг, поднимаемый с началом плавания и опускаемый в конце его.

    Вытравить канат - выпустить канат в воду.

    Гавань - естественно или искусственно огражденное на воде место, представляющее удобную стоянку для судов.

    Галс

    Галц - искаженный "галс".

    Галфинд - (или идти вполветра) - направление ветра, когда он дует в борт корабля под прямым углом.

    Гальюнщик - матрос, ведающий матросскими уборными.

    Гафель - наклонное рангоутное дерево, укрепленное сзади мачты и служащее для привязывания верхней кромки косого паруса. На гафель также поднимают сигналы и иногда флаг.

    Генерал-адъютант - полный генерал, или генерал-лейтенант, состоящий в свите монарха.

    Гитовы - снасти для подтягивания нижней кромки паруса к верхней. Взять на гитовы. - подобрать парус гитовами.

    Гичка - см. шлюпка.

    Гордень - снасть, проходящая через неподвижный блок и служащая для подъема грузов и уборки парусов.

    Гордешок - небольшой подъемный гордень.

    Грот

    Грот-руслень - площадка, устроенная снаружи корпуса судна на уровне палубы, против грот-мачты.

    Грот и фок на гитовы - команда к уборке парусов на второй и первой мачте или к уменьшению площади парусности.

    Гюйс - флаг на носу корабля. Поднимается на военном судне во время стоянки его на якоре.

    Дальняя - кругосветное и вообще далекое плавание.

    Двойка - см. шлюпка.

    Док - портовое сооружение с осушаемым каналом, в которое вводятся суда для ремонта.

    До места - сокращенное выражение, обозначающее дотянуть парус до места.

    Дрейф - уклонение движущегося корабля от намеченного пути под влиянием ветра или течения.

    Дрейфовать - пассивно двигаться по ветру или течению. Лечь в дрейф - установить паруса так, чтобы корабль не имел поступательного движения. Для этого паруса располагаются таким образом, что одни из них под действием ветра должны бы двигать корабль вперед, а другие - назад, и фактически корабль остается почти на месте.

    Ендова - широкая медная посуда с носиком, в которой выносят вино или водку для команды.

    - часть средней или нижней палубы на корабле, где размещаются жилые помещения команды.

    Загребной - гребец, сидящий первым от кормы, по которому равняются остальные.

    Задраить - плотно при помощи задраек (болты с гайками) закрыть люк, иллюминатор и т.п.

    Зарифленный парус - парус с уменьшенной площадью.

    Засвежеть - см. свежеть.

    Зашабашить - окончить, прекратить.

    Зюйдвестка - непромокаемая шляпа с большими полями.

    Иллюминатор - круглое окно с толстым стеклом в борту или палубе корабля.

    Камбуз - судовая кухня.

    Катер - см. шлюпка.

    - общая каюта, где собирались офицеры.

    Кильватер - 1) струя сзади судна, образующаяся при его ходе; 2) строй, когда корабли идут один за другим.

    Кливер - косой треугольный парус на носу корабля или шлюпки.

    Клипер - трехмачтовый военный корабль, отличающийся исключительной скоростью.

    Кнехт - металлическая тумба со шкивом, укрепленная на палубе. Кнехт служит для крепления швартовых концов, снастей и т.п.

    Кок - судовой повар.

    Комендор - матрос или унтер-офицер, обслуживающий орудие.

    Контр-адмирал - см. адмирал.

    Конец - всякая свободная снасть небольшой длины.

    Корвет - трехмачтовое военное судно с открытой батареей на верхней палубе.

    Корма

    Косые паруса - см. паруса.

    Крамбол - балка, выступающая за борт и служащая для подтягивания якоря.

    Крейсер - военный корабль, несущий разведочную, охранную и дозорную службу.

    Крейсерство - плавание корабля или целой эскадры в каком-нибудь районе с определенным заданием.

    Крюйс - слово, прибавляемое к названию снастей, парусов и рангоута, принадлежащих к бизань-мачте.

    Кубрик - внутреннее жилое помещение, в котором располагается команда корабля.

    Курс - путь, по которому идет корабль.

    Лаг - 1) прибор для определения скорости хода судна и пройденного расстояния; 2) борт корабля, стать лагом - значит стать бортом к волне.

    Леер - туго натянутый трос, служащий для ограждения открытых мест. Леер протягивается через леерные стойки.

    Лейтенант

    Линек - короткая веревка в палец толщиной с узлом на конце. Линьки применялись в царском флоте для телесных наказаний матросов.

    Лот - навигационный инструмент, служащий для измерения глубин моря до пятидесяти метров.

    Лот-линь - тонкий трос, к которому прикреплен лот.

    Лоция - пособие для плавания с описанием определенных районов моря и прилегающих берегов.

    Лоцман - моряк, хорошо знакомый с характером данного побережья и со всеми местными проходами и фарватерами. Лоцман является должностным лицом и по сигналу с корабля обязан явиться для того, чтобы провести его через данный район моря.

    Люк - отверстие в палубе для спуска вниз.

    Марс - см. мачта.

    Марса - слово, прибавляемое к названиям всех частей, принадлежащих марселю.

    Марса-фал - снасть, при помощи которой управляют марселем.

    Марсель - второй снизу прямой парус, ставящийся между марса-реем и нижним реем. Смотря по тому, какой мачте принадлежит, принимает название фор-марселя и грот-марселя.

    Марсовой

    Мат - плетеный коврик, употребляемый на кораблях для предохранения от порчи дерева или троса в местах, подвергаемых трению.

    Мачта - высокое рангоутное дерево для постановки парусов. Обыкновенно на парусных судах имеется три мачты: передняя - фок-мачта, средняя, самая высокая, - грот-мачта и задняя - бизань-мачта. Мачта состоит из двух или трех составных по длине частей: собственно мачты, стеньги и брам-стеньги. У мест соединения этих частей расположены площадки: нижняя - марс, верхняя - салинг.

    Машинный телеграф - прибор, при помощи которого приказания с мостика передаются в машинное отделение.

    Мертвый якорь - см. якорь.

    Мичман - первый офицерский чин в русском дореволюционном флоте.

    Мостик - поперечная площадка, возвышающаяся над верхней палубой, на которой сосредоточены приборы управления кораблем и где во время хода корабля обыкновенно находится командир.

    Муссон - ветер, направление которого меняется в зависимости от времени года.

    Найтов - обивка или перевязка тонким тросом для скрепления концов тросов, наложенных один на другой, или иных предметов.

    Нок - оконечность горизонтального или наклонного рангоутного дерева - например, реи, бугшприта, выстрела, гафеля и т.п.

    Норд-вест - северо-запад, северо-западный ветер.

    Норд-ост

    Нос - передняя оконечность судна, как надводная, так и подводная.

    Оверштаг - крутой поворот корабля, движущегося под небольшим углом по направлению к встречному ветру (в бейдевинд) с правого галса на левый и наоборот.

    Отдать паруса - распустить сезни, которыми были привязаны паруса.

    Отдать рифы - увеличить парусность.

    Отдать снасть - отвернуть снасть с кнехта, где она была завернута.

    Отдать якорь - бросить якорь в воду на якорной цепи.

    Открытый порт - порт, в который свободен доступ иностранных судов.

    Отшвартоваться - отойти от берега, пристани, стенки причала, от другого судна.

    Ошвартоваться - привязаться к берегу или другому судну швартовыми.

    Палуба - горизонтальное перекрытие судна. Палубы ограничивают судно сверху (верхняя палуба), а также делят его на несколько частей по высоте. Палуба служит для размещения жилых и служебных помещений, оборудования, механизмов и т.д.

    - полотнище парусины специальной формы и размеров, смотря по назначению. Паруса разделяются на прямые и косые. Прямые паруса прикреплены к реям и имеют вид трапеций, расположены поперек длины корабля. У нижних углов имеются снасти: шкоты - для растягивания при постановке парусов и гитовы - для уборки парусов. Прямые паруса имеют несколько ярусов. Нижние паруса: фок и грот; средние: марсели - фок-марсели, грот-марсели и на бизань-мачте - крюйсель; над ними брамсели - фор-брамсель, грот-брамсель и крюйс-брамсель. Четвертый ярус - бом-брамсели. Косые паруса расположены вдоль корабля. Треугольные - стаксель и кливера, ставящиеся по штагам и леерам, и четырехугольные - триселя - фор-трисель, грот-трисель и бизань.

    Пассат - ветер с постоянным направлением, дующий от субтропической области по направлению к экватору.

    Переборка - деревянная стенка каюты.

    Перты - веревки под реями, служащие упором для ног при креплении парусов.

    Подвахтенные - матросы, не занятые на вахте, но в случае необходимости обязанные помогать вахтенным.

    Подвахтенный - офицер, подчиненный вахтенному начальнику.

    Подзор - склон кормы судна над рулем.

    Подшкипер - помощник шкипера, заведующего инвентарем корабля.

    Подшкиперская - кладовая, где хранятся паруса.

    Позывные - флаги для распознавания судна.

    - см. галфинд.

    Помпа - насос, прикрепленный к месту, в отличие от переносного насоса - брандспойта.

    Порт - прибрежный пункт, имеющий рейд или гавань, а также средства для постройки, ремонта, погрузки, разгрузки и стоянки кораблей.

    Порты - отверстия в борту судна для орудий.

    Принайтовить - прикрепить найтовом.

    Рангоут - общее наименование всех деревянных приспособлений, предназначенных для несения парусов.

    Ревизор - офицер, выбранный для заведования хозяйственной частью на корабле.

    Рей (рея) - горизонтальная перекладина для прикрепления парусов. Парус располагается вдоль реи своим верхним краем. Реи имеют названия по мачтам и по ярусам.

    Рейд - часть моря около берега, удобная для стоянки кораблей.

    Риф - 1) гряда камней, расположенная близко к поверхности воды; 2) приспособление, при помощи которого можно изменять площадь парусности. См. взять рифы и отдать рифы.

    Ростры - место на корабле, где устанавливаются крупные шлюпки и хранятся запасные части рангоута.

    - одно из тридцати двух делений компаса.

    Руслень - площадка снаружи борта судна на высоте палубы.

    Салинг - см. мачта.

    Свежеть - усиливаться, крепчать (о ветре).

    Сезень - снасть в виде пояса, сплетенного из мягких веревок, для прихватывания парусов к реям.

    Секрет - сторожевой пост, скрыто выставляемый сторожевой заставой в наиболее опасных подступах со стороны противника.

    Сигнальщик - матрос, несущий вахту по наблюдению за всем, что происходит вокруг корабля, и обязанный давать и принимать сигналы.

    Склянки - песочные часы. До XVII века на кораблях употреблялись песочные часы. Опорожнение получасовой склянки возвещалось ударами в колокол от одного до восьми раз, начиная с двенадцати часов. Несмотря на то, что склянки давно вышли из употребления, выражение "бить склянки", обозначающее получасовой промежуток времени, осталось до сих пор.

    Снасть - веревки и тросы, служащие на корабле для постановки и уборки парусов, постановки рангоута и пр.

    Стаксель - треугольный парус, поднимаемый по штагу для увеличения площади парусности.

    - дерево, служащее продолжением мачты; смотря по тому, какой мачте принадлежит, называется фор-стеньга, грот-стеньга, крюйс-стеньга. Выше стеньги идет брам-стеньга.

    Такелаж - общее наименование всех тросовых частей. Мачты и рангоут удерживаются на своих местах стоячим такелажем, паруса управляются бегучим такелажем.

    Тендер - небольшое одномачтовое мореходное судно, несущее дозорную и посыльную службу.

    Травить - перепускать понемногу снасть.

    Транспорт - судно для перевозки грузов.

    Трап - лестница на корабле.

    Трехдечный корабль - трехпалубный (трехъярусный) корабль.

    Трос - общее наименование веревок или канатов, как пеньковых, так и стальных.

    Трюм - самая нижняя часть внутреннего пространства корабля.

    Узел

    Унтер-офицер - звание младшего командира из низших чинов.

    Фал - снасть, служащая для подъема парусов или флагов. Носит название соответственно тем парусам, для которых назначен (грот-марса-фал и т.п.).

    Фалгреб и фалгребный - см. фалреп и фалрепный.

    Фалреп - трос, заменяющий перила у входных трапов.

    Фалрепные - матросы из состава вахтенного отделения, назначавшиеся для подачи фалрепа при встрече прибывающих на корабль лиц командного состава, а равно и при проводах их во время съезда с корабля.

    Фарватер - путь, безопасный от камней и мелей.

    Флагман - 1) командующий крупным соединением военных кораблей; 2) сокращенное название корабля, на котором находится флагман.

    Флаг-офицер - в военно-морском флоте офицер для поручений при флагмане, выполняющий обязанности адъютанта.

    Флагшток - стойка, на которой поднимается флаг или древко для флага.

    Фок - самый нижний парус на передней фок-мачте.

    - слово, прибавляемое к некоторым названиям снастей, парусов и рангоута, принадлежащим фок-мачте, например, фока-реи.

    Фор - слово, прибавляемое к наименованию реев, парусов и такелажа, находящихся выше марса фок-мачты.

    Форт - сомкнутое военное укрепление для обороны города или порта.

    Фрегат - трехмачтовый военный корабль с одной закрытой батареей и артиллерией на свободных местах верхней палубы.

    Четверка - см. шлюпка.

    Шабаш ! - команда, подаваемая для прекращения гребли и уборки весел в шлюпку.

    Швартов - толстый трос, служащий для крепления корабля к пристани или к берегу.

    Шканечный офицер - офицер, несущий вахту на шканцах.

    Шканцы - место для сбора команды на верхней палубе (от грот-мачты до бизань-мачты) или до начала кормовой части (юта).

    Шкаторина - край паруса, обшитый тросом.

    Шкафут

    Шкив - колесико в блоке с желобком для троса.

    Шкипер - 1) содержатель корабельного имущества; 2) в торговом флоте командир судна.

    Шкот - снасть, при помощи которой управляют парусами.

    Шкуна - см. шхуна.

    Шлюп-балки - см. боканцы.

    Шлюпка - общее название всякого гребного судна на корабле. В тексте встречаются шлюпки нескольких типов:

    баркас - самая большая шлюпка на восемнадцать - двадцать четыре весла;

    катер - шлюпка облегченной конструкции на двенадцать - шестнадцать весел, преобладающий вид шлюпки на кораблях;

    вельбот - легкая быстроходная шлюпка с острым носом и кормой на пять - шесть распашных весел;

    гичка

    четверка - четырехвесельная шлюпка;

    двойка - шлюпка на два гребца.

    Шпигат - сквозное отверстие в борту или палубе судна для стока воды.

    Штаб-офицеры - в царской армии и флоте старший командный состав (полковники, подполковники, капитаны первого и второго рангов).

    Штаг - снасть стоячего такелажа, удерживающая мачту или стеньгу.

    Штормовые паруса - специальные косые нижние паруса, которые ставятся во время шторма.

    Штурвал - рулевое колесо.

    Штурман - специалист по кораблевождению.

    Штык-болт - 1) тонкая снасть, прикрепленная затяжной петлей к парусу: при взятии рифов парус подтягивается этой снастью сбоку; 2) оконечность марса-реи, на которой крепить паруса труднее, чем на других частях реи.

    Шхуна

    Экипаж - часть строевого состава во флоте.

    Эскадра - соединение кораблей.

    Юнга - мальчик-ученик на корабле, готовящийся стать матросом.

    Ют - кормовая часть верхней палубы. Полуют - задняя приподнятая часть юта.

    Якорь - прибор для удержания на месте кораблей, шлюпок и пр. Якоря бывают разных видов в зависимости от веса и назначения:

    становой - самый тяжелый якорь, употребляется при длительной стоянке судна;

    верп - судовой якорь меньшего размера, чем становой, употребляется при перемене места стоянки на рейде, для снятия с мели;

    мертвый якорь

    Ялик - 1) небольшое одномачтовое парусное судно, приспособленное для рыболовства; 2) служебная судовая шлюпка на четыре или шесть весел; 3) небольшая лодка для катания.

    Яличник - перевозчик на ялике.